с 01.01.1996 по настоящее время
ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет (кафедра технологии производства и переработки продукции животноводства, профессор)
ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет (кафедра технологии производства и переработки продукции животноводства, профессор)
Оренбург, Оренбургская область, Россия
ВАК 4.2.4 Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства
ВАК 4.1.1 Общее земледелие и растениеводство
ВАК 4.1.2 Селекция, семеноводство и биотехнология растений
ВАК 4.1.3 Агрохимия, агропочвоведение
ВАК 4.1.4 Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
ВАК 4.1.5 Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика
ВАК 4.2.1 Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
ВАК 4.2.2 Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность
ВАК 4.2.3 Инфекционные болезни и иммунология животных
ВАК 4.2.5 Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных
ВАК 4.3.3 Пищевые системы
ВАК 4.3.5 Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ
УДК 63 Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
УДК 636.034 Животные для получения пищевых продуктов (молока, яиц). Молочный скот и несушки. Выход молока и яиц
Цель исследования – установить влияние генотипа коров-первотелок черно-пестрой породы, голштинов немецкой и голландской селекции и их помесей первого поколения ½ черно-пестрая × ½ голштины немецкой селекции и ½ черно-пестрая × ½ голштины голладской селекции на потребление и использование питательных веществ кормов рациона. Исследование проводилось в 2019–2020 гг. на животных, принадлежащих ТОО АФ «Акас» Западно-Казахстанской области. Объект исследования – лактирующие чистопородные коровы-первотелки черно-пестрой (I группа), голштинской пород немецкой (II группа) и голландской (III группа) селекции и их помеси первого поколения ½ черно-пестрая × ½ голштины немецкой селекции (IV группа), ½ черно-пестрая × ½ голштины голладской селекции (V группа). Установлено лидирующее положение по потреблению всех видов питательных веществ коров – первотелок голштинской породы II и III групп, минимальное количество было принято чистопородными животными I группы, помеси IV и V групп занимали промежуточное положение. Коровы-первотелки II–V групп превосходили сверстниц I группы по потреблению всех видов питательных веществ на 12,5–1105 г (2,22–6,68 %). При этом помеси IV и V групп уступали чистопородным коровам-первотелкам по потреблению питательных веществ на 6,9–737 г (1,18–4,36 %). Отмечено преимущество коров-первотелок II–V групп над сверстницами I группы по количеству переваренных питательных веществ в пределах 11,9–1014,0 г (3,11–7,78 %). В свою очередь помеси IV и V групп уступали чистопородным коровам-первотелкам II и III групп по анализируемому показателю на 14,0–548,0 г (3,52–4,79 %). При анализе межгрупповых различий по коэффициенту переваримости питательных веществ установлена минимальная его величина у чистопородных коров-первотелок I группы, которые уступали сверстницам II–V групп на 0,06–3,92 %. В то же время помеси IV и V групп уступали чистопородным коровам-первотелкам II и III групп по уровню коэффициента переваримости питательных веществ на 0,85–1,68 %. Лидирующее положение по величине коэффициента переваримости всех видов питательных веществ занимали коровы-первотелки III группы, сверстницы II группы уступали им на 0,76–1,10 %. У помесей IV и V групп отличалось проявление эффекта скрещивания как по потреблению питательных веществ, так и по их использованию.
скотоводство, черно-пестрая порода коров, голштинская порода коров, немецкая селекция коров, голландская селекция коров, коровы-первотелки, чистопородные и помесные коровы, питательные вещества
Введение. В сельскохозяйственном производстве Республики Казахстан определен ключевой вектор, который призван в полном объеме обеспечить население продуктами питания высокого качества [1–3]. Во главу угла следует поставить увеличение производства продукции животноводства, являющегося одной из основных отраслей АПК республики. Среди приоритетных направлений развития отрасли выделяется сфера производства молока [4].
В Казахстане традиционно занимаются мясным скотоводством, что позволило обеспечить население страны говядиной. В то же время проблематичным является производство в достаточных объемах молока и молочных продуктов [5–7]. В этой связи в последнее время принимаются меры по развитию молочного скотоводства. При этом разработаны и реализуются программы рационального использования черно-пестрого скота при чистопородном разведении и межпородном скрещивании с голштинами.
На современном этапе данная стратегия в Республике Казахстан решается за счет значительного использования голштинской породы скота импортного происхождения. Животные этой породы, кроме использования в межпородном скрещивании, используются при чистопородном разведении. Это способствует увеличению производства высококачественной молочной продукции и обеспечению населения страны этим ценным продуктом питания. Для определения перспективных генотипов для разведения необходимо провести комплексную оценку потребления и использования питательных веществ кормов рациона чистопородными и помесными лактирующими животными [8–14].
Цель исследования – установить влияние генотипа коров-первотелок черно-пестрой, голштинской пород немецкой и голландской селекции и их помесей первого поколения на потребление и использование питательных веществ кормов рациона.
Задачи: определить количество питательных веществ, принятых коровами-первотелками; установить массу питательных веществ, переваренных коровами-первотелками разного генотипа; дать оценку влияния генотипа подопытных животных на уровень коэффициента переваримости питательных веществ.
Объект и методы. Исследования проводились в период 2019–2020 гг. на животных, принадлежащих ТОО АФ «Акас» Западно-Казахстанской области. Объект исследования – лактирующие чистопородные коровы-первотелки черно-пестрой (I группа), голштинской пород немецкой (II группа) и голландской (III группа) селекции и их помеси первого поколения: ½ черно-пестрая ´ ½ голштины немецкой селекции (IV группа), ½ черно-пестрая ´ ½ голштины голладской селекции (V группа).
Балансовые опыты проводили на 3 коровах каждого генотипа с использованием общепринятых методик. Животных в эти дни разделяли на отдельные секции по группам и ежедневно определяли фактическую поедаемость кормов.
По результатам зоотехнических анализов кормов, кала и мочи определяли коэффициенты переваримости питательных веществ рациона.
Результаты и их обсуждение. Более полная реализация биологического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных определяется организацией полноценного, сбалансированного кормления. При этом существенную роль играет интенсивность протекания обмена веществ в организме, обусловленная особенностями переваривания и использования питательных веществ на синтез продукции и формирование новых тканей. Генетические особенности выступают главным фактором, определяющим интенсивность обменных процессов в организме, при идентичных условиях кормления и содержания животных.
В пищеварительный тракт питательные вещества поступают в виде высокомолекулярных соединений различной природы. В таком состоянии они не способны трансформироваться в ткани тела животного и поэтому должны подвергнуться изменению в своих химической структуре и составе. В первую очередь крупные молекулы питательных веществ корма расщепляются до более простых соединений для облегчения их проникновения через стенки клеток желудочно-кишечного тракта, что позволит им включиться в окислительно-восстановительные процессы организма. Данные физиологического опыта выявили межгрупповые различия по потреблению питательных веществ рациона, обусловленные наследственностью животных (рис. 1).
Рис. 1. Количество питательных веществ, принятых подопытными коровами-первотелками
(в среднем на 1 животное в сутки) (X ± Sx), г
The amount of nutrients taken by experimental first-calf cows
(on average per 1 animal per day) (X ± Sx), g
При этом лидирующее положение по потреблению всех видов питательных веществ занимали коровы-первотелки голштинской породы немецкой и голландской селекции II и III групп, минимальное количество было принято чистопородными животными черно-пестрой породы I группы, помеси IV и V групп по величине анализируемого показателя занимали промежуточное положение. Разница по потреблению сухого вещества между чистопородными первотелками черно-пестрой породы и сверстницами других генотипов составляла 368–1105 г (2,22–6,68 %), а органического вещества – 500–990 г (3,37–6,66 %), схожая межгрупповая дистанция соблюдалась и по всем основным питательным веществам.
Первотелки комбинированных генотипов IV и V групп уступали чистопородным голштинским сверстницам немецкого и голландского происхождения по поступлению в организм сухого вещества на 212–737 г (1,23–4,36 %), органического вещества – на 124–490 г (0,80–3,19 %), а различия по другим видам питательных веществ сохранялись на этом же уровне.
Голштинские первотелки немецкого происхождения проявили лучшую способность к потреблению всех видов питательных веществ рациона на фоне коров-сверстниц изучаемых генотипов. Это качество немецкой селекции голштинов наследуется при скрещивании с черно-пестрой породой, что выражается в превосходстве относительно подбора с голландской селекцией. У первотелок IV и V групп от межпородного подбора наблюдался эффект скрещивания по способности к потреблению питательных веществ рациона.
Организм крупного рогатого скота не способен в полной мере переработать поступившие питательные вещества. Степень переваримости корма животным определяется взаимодействием наследственных и средовых факторов. Организация идентичных условий содержания подопытных первотелок позволила выявить генетические особенности по количеству переваренных питательных веществ. Голштинская порода двух селекций отличалась наивысшей способностью к перевариванию питательных веществ, причем это свойство передается потомству при подборе с черно-пестрой породой с образованием промежуточного фенотипа, в то время как чистопородные черно-пестрые первотелки показали наименьшую степень выраженности изучаемого параметра (рис. 2).
Рис. 2. Количество питательных веществ, переваренных подопытными коровами-первотелками (в среднем на 1 животное в сутки) (X ± Sx), г
The amount of nutrients digested by experimental first-calf cows
(on average per 1 animal per day) (X ± Sx), g
При этом коровы-первотелки II–V групп превосходили чистопородных сверстниц черно-пестрой породы I группы по количеству переваренного сухого вещества на 466–1014 г (4,25–9,24 %), органического вещества – на 568–957 г (5,51–9,28 %), сырого протеина – на 40,7–99,8 г (2,78–6,82 %), сырого жира – на 11,9–29,8 г (3,11–7,78 %), сырой клетчатки – на 89,2–242,8 г (4,05–11,03 %), безазотистых экстрактивных веществ (БЭВ) – на 426,2–610,5 г (6,81–9,75 %). В свою очередь помесные коровы-первотелки IV и V групп уступали чистопородным сверстницам голштинской породы немецкой и голландской селекции по количеству переваренного сухого вещества на 340–548 г (2,93–4,79 %), органического вещества – на 301–389 г (2,75–3,58 %) сырого протеина – на 35,5–59,1 г (2,35–3,93 %), сырого жира – на 14,0–17,9 г (3,52–4,53 %), сырой клетчатки – на 86,2–153,6 г (3,69–6,70 %), безазотистых экстрактивных веществ (БЭВ) – на 139,4–184,3 г (2,08–2,76 %).
Характерно, что лидирующее положение по массе переваренного сухого вещества, сырого протеина, сырой клетчатки занимали коровы-первотелки голштинской породы немецкой селекции II группы, а по количеству переваренного органического вещества, сырого жира, безазотистых экстрактивных веществ преимущество было на стороне чистопородных голштинов голландской селекции III группы. Комбинирование генотипов голштинской и черно-пестрой пород сопровождалось эффектом скрещивания у потомства по переваримости питательных веществ рациона.
Уровень эффективности переваримости питательных веществ кормов выражается через коэффициент, который представляет собой процентное отношение количества переваренных питательных веществ к их поступлению с рационом в течение одних суток. Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о межгрупповых различиях по уровню коэффициента переваримости отдельных видов питательных веществ, что обусловлено влиянием генотипа подопытных коров-первотелок (рис. 3).
Рис. 3. Коэффициенты переваримости питательных веществ рационов (X ± Sx), %
Coefficients of digestibility of nutrients in diets (X ± Sx), %
При этом максимальной величиной изучаемого показателя отличались чистопородные коровы-первотелки голштинской породы немецкой и голландской селекции II и III групп, минимальной – животные черно-пестрой породы I группы, помеси IV и V групп занимали промежуточное положение. Так, коровы-первотелки черно-пестрой породы I группы уступали по уровню коэффициента переваримости сухого вещества сверстницам II–V групп на 0,86–1,99 %; органического вещества – на 1,08–2,46; сырого протеина – на 0,33–1,20; сырого жира – на 0,06–1,67; сырой клетчатки – на 0,22–1,37; безазотистых экстрактивных веществ (БЭВ) – на 2,24–3,92 %.
При этом чистопородные коровы-первотелки голштинской породы немецкой и голландской селекции II и III групп превосходили помесей IV и V групп по величине коэффициента переваримости сухого вещества соответственно на 0,73–1,13 и 0,28–0,68 %; органического вещества – на 0,57–1,38 и 0,21–1,02; сырого протеина – на 0,37–0,87 и 0,14–0,64; сырого жира – на 0,85–1,61 и 0,32–1,08; сырой клетчатки – на 0,86–1,15 и 0,42–0,71, безазотистых экстрактивных веществ (БЭВ) – на 0,42–0,58 и 1,52–1,68 %.
Характерно, что лидирующее положение по величине коэффициента переваримости всех видов питательных веществ занимали чистопородные коровы-первотелки голштинской породы голландской селекции III группы, что свидетельствует о более рациональном их использовании на синтез молочной продукции. Коэффициенты переваримости у немецких голштинских первотелок не достигали уровня голландских аналогов, уступая по эффективности переваривания сухого вещества на 0,40 %; органического – на 0,81; сырого протеина – на 0,50; сырого жира – на 0,76; сырой клетчатки – на 0,29; БЭВ – на 1,10 %.
Между тем коэффициенты переваримости питательных веществ у изучаемых групп коров-первотелок независимо от генотипа достигали высоких значений, что являлось следствием биологической полноценности рационов кормления.
Заключение. Проведение балансового опыта зафиксировало высокую способность потребления и использования питательных веществ рациона на синтез молока коровами-первотелками изучаемых генотипов в условиях Западно-Казахстанской области. В то же время отмечено преимущество чистопородных голштинов и их помесей над сверстницами черно-пестрой породы по этим признакам. Так, присутствие наследственности голштинской породы в разной степени обеспечивало превосходство первотелкам по коэффициенту переваримости питательных веществ в пределах 0,22–3,92 % относительно сверстниц черно-пестрой породы.
Наилучшей эффективностью использования абсолютно всех видов питательных веществ отличались представители голландской селекции голштинской породы. При этом у помесей этого генотипа IV группы отмечено более существенное проявление эффекта скрещивания как по потреблению питательных веществ, так и по их переваримости, чем у помесей голштинов немецкой селекции V группы.
1. Абугалиев С.К. Молочная продуктивность и экстерьер скота разной селекции в Казахстане // Главный зоотехник. 2018. № 1. С. 28–42. EDN YLDIKR.
2. Алексеева А.Ю., Дадыкина А.М. Молочная продуктивность коров голштинской породы в зависимости от происхождения их отцов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2020. № 59. С. 87–91. DOI:https://doi.org/10.24411/2078-1318-2020-12087. EDN: https://elibrary.ru/CNYJMF.
3. Карымсаков Т.Н., Стрекозов Н.И. Сравнительные характеристики молочной продуктивности коров голштинской и голштинизированной черно-пестрой пород Республики Казахстан // Молочное и мясное скотоводство. 2021. № 4. С. 31–33. DOI:https://doi.org/10.33943/MMS.2021.68.69.007. EDN: https://elibrary.ru/YMZZOS.
4. Еремина М.А., Ездакова И.Ю. Влияние возраста первого отела коров голштинской породы на уровень продуктивности и факторы естественной резистентности // Молочное и мясное скотоводство. 2021. № 3. С. 36–38. DOI:https://doi.org/10.33943/MMS.2021.50.89.008. EDN: https://elibrary.ru/MZZYKK.
5. Косилов В.И., Кадралиева Б.Т.Технологические свойства и характеристика жировых шариков молока коров-первотелок разных генотипов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 5 (97). С. 282–286. DOI:https://doi.org/10.37670/2073-0853-2022-97-5-282-286. EDN: https://elibrary.ru/SAEKJE.
6. Крупина О.В., Миронова И.В., Хабибуллин Р.М., и др. Влияние адаптогенов на состав и свойства молока коров-первотелок // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2023. № 1 (99). С. 288–294. DOI:https://doi.org/10.37670/2073-0853-2023-99-1-288-294. EDN: https://elibrary.ru/LPJSGX.
7. Косилов В.И., Кадралиева Б.Т., Бабичева И.А. Технологические свойства молока коров-первотелок разных генотипов при его сепарировании и выработке масла // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 6 (98). С. 266–271. EDN: https://elibrary.ru/DJQVUS.
8. Лефлер Т.Ф., Садыко С.Г. Сравнительная оценка молочной продуктивности коров разных линий // Вестник КрасГАУ. 2019. № 5 (146). С. 138–142. EDN: https://elibrary.ru/HPKEAY.
9. Уткина О.С., Ачкасова Е.В. Молочная продуктивность и качество молока при разных способах содержания коров // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 1 (69). С. 41–47. DOI:https://doi.org/10.48012/1817-5457_2022_1_41. EDN: https://elibrary.ru/WOHTRI.
10. Петрухина Л.Л., Белозерцева С.Л. Влияние возраста первого осеменения и живой массы на молочную продуктивность коров // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2020. Т. 50, № 2. С. 57–63. DOI:https://doi.org/10.26898/0370-8799-2020-2-7. EDN: https://elibrary.ru/VWZNTD.
11. Сартанов Т.Б., Попов В.П., Апенько Н.И., и др. Хозяйственные и биологические особенности черно-пестрого скота разного генотипа // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана. 2007. № 4. С. 26–28.
12. Шендаков А.И. Результаты селекции черно-пестрого скота при использовании потенциала голштинской породы // Вестник аграрной науки. 2020. № 5(86). С. 107–114. DOI:https://doi.org/10.17238/issn 2587-666X.2020.5.107. EDN: https://elibrary.ru/UEQSIE.
13. Шарафутдинов Г.С., Валитов Х.З., Талакина А.А., и др. Продуктивные качества коров черно-пестрой породы в зависимости от доли крови скота голштинской породы // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2020. Т. 242, № 2. С. 212–217. DOI:https://doi.org/10.31588/2413-4201-1883-242-2-212-218. EDN: https://elibrary.ru/INOKKF.
14. Косилов В.И., Юлдашбаев Ю.А., Кадралиева Б.Т. Аминокислотный состав белка молока коров-первотелок // Вестник КрасГАУ. 2022. № 11 (188). С. 151–157. DOIhttps://doi.org/10.36718/1819-4036-2022-11-151-157. EDN: https://elibrary.ru/BQEMVD.



